Сплитский собор (Собор Святого Дуэ)

Splitska katedrala

Cathedral of Saint Domnius

Сплитский собор или Собор Святого Дуэ (Домна) — это католический собор, расположенный в центре старого города Сплита, внутри стен бывшего дворца Диоклетиана. Он считается одним из древнейших действующих кафедральных соборов мира. В числе памятников дворца Диоклетиана Сплитский собор включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Основная часть собора — бывший императорский мавзолей дворца Диоклетиана, который представляет собой высокое восьмиугольное в плане сооружение, расположенное на высоком подиуме и завершенное восьмигранной черепичной крышей. Мавзолей по окружности опоясывает колоннада из темного мрамора, установленная по краю подиума. Стены мавзолея выполнены из известняка, привезенного с острова Брач.

Купол мавзолея выложен из кирпича, а в прошлом его украшала мозаика. Интересен рельефный фриз, расположенный по окружности стены под верхним карнизом. На нем изображены эпизоды сцены охоты Эроса. Эти полные динамики изображения чередуются с фигурами амуров и различными масками. Также во фриз включены медальоны с изображениями Диоклетиана и его жены Приски. Имеется и фигурка Гермеса (в крылатой шапке), который провожает души умерших в подземное царство Аида.

Внутри здания расположен большой круглый зал с купольным перекрытием. Высота зала составляет 21,5 метра, а диаметр купола — 13,5 метра. Полусфера купола опирается на двухъярусную колоннаду коринфского ордера. Колонны первого яруса выполнены из розового гранита, а второго — из красного порфира. Весь интерьер мавзолея впечатляет своими размерами и красивым сочетанием разных пород камня.

Ранее в центре мавзолея располагались саркофаги императора Диоклетиана и его жены, они были уничтожены христианами в VII веке.

В наше время собор носит название в честь святого Дуэ (Домна) — епископа Салоны, жившего в III веке. Однако ему посвящена только колокольня, сам храм посвящен Деве Марии. По иронии судьбы место захоронения императора Диоклетиана названо в честь святого, ставшего одним из христианских мучеников в ходе гонений Диоклетиана на христиан в 303–304 годах.

В начале XIII века далматским мастером резьбы по дереву были созданы великолепные деревянные резные ворота — главный вход в храм. Их размеры составляют 5 метров в высоту и 3,6 метра в ширину. Дверные створки включают в себя 28 квадратов, в центр которых помещены сцены жизни Иисуса Христа. Врата украшены орнаментом из виноградных лоз и изображениями людей, животных и птиц, выполненными в стиле, характерном для раннего Средневековья. В прошлом ворота были расписаны в красные, лазурно-синие и золотые тона.

Внутри Сплитского собора установлена шестигранная кафедра из резного камня работы неизвестных далматских мастеров. Она опирается на шесть высоких граненых колонн, украшенных сложными узорами с изображениями чудовищ и змей в орнаменте из переплетенной листвы. В своей верхней части кафедра украшена глухой аркадой с двойными колоннами небольшого размера. В этой же верхней части располагаются фигуры четырех евангелистов и фантастических животных. Обращает на себя внимание скульптурная композиция в виде сидящего на витой колонне распростершего крылья орла, опирающегося на спину льва, вонзающего свои когти в тело дракона.

Самым примечательным местом в соборе является алтарь Святого Анастаса (Сташа), выполненный самым известным скульптором и архитектором Далмации — Юрием Далматинцем — предположительно в 1448 году. Алтарь воплотил в себе черты поздней готики и ренессанса. Он представляет собой расположенный под высокой, богато украшенной резной четырехстопной сенью саркофаг с фигурой лежащего на нем святого. Над саркофагом находится полог, складки которого придерживают фигуры трех юношей. Саркофаг украшен рельефной композицией «Бичевание Христа»: в центре Христос, вырывающийся из рук своих мучителей, один из которых пытается связать его, а второй хватает за волосы и пытается ударить. Скульптурная группа очень выразительна, динамична и драматична. Талант и эмоциональная выразительность пластического языка Юрия Далматинца ярко иллюстрируется данной работой.

Главный алтарь собора был выполнен в стиле барокко в XVIII веке. Он богато украшен многочисленными скульптурами и декоративными узорами.

В сакристии кафедрального собора расположена сокровищница и архив. Вход в нее осуществляется за отдельную плату, в ней представлена коллекция икон, церковной утвари и старинных книг.

Рядом с бывшим мавзолеем стоит пятиярусная колокольня. Она выполняет роль архитектурной доминанты старого города. Если смотреть на город с моря, то видно, как ее стройный воздушный силуэт вырисовывается на фоне гор. Строительство колокольни началось в XIII веке и продолжалось вплоть до начала XVII века. Факт долгого строительства отпечатался в ее архитектурном облике, сочетающим в себе черты готики и ренессанса. В создании колокольни Сплитского собора принимали участие разные архитекторы, среди которых был и Юрий Далматинец. Исследователи приписывают его авторству резьбу нескольких капителей колонн нижних ярусов.

Впечатление удивительной воздушности и легкости колокольни создается за счет того, что все пять ее ярусов, разделенные карнизами, представляют собой сквозные аркады. Венчает колокольню небольшая башенка со сквозной аркадой и шатровым куполом.

На колокольню можно подняться пешком за отдельную плату. Сверху открывается захватывающий вид на город Сплит.

© 2013 — 2017 Around The Globe
Реклама Обратная связь