Первая дальняя поездка на автомобиле

Я начал водить машину относительно недавно, до этого в дальние поездки не отправлялся. На майские праздники я проехал от Москвы до Нового Афона (Абхазия) и обратно. Расстояние в одну сторону составляет около 1700 км. Автомобиль — Nissan Tiida. Практически весь путь лежал по трассе «Дон» (М-4). Также мы немного поездили по абхазским окрестностям. После этого путешествия я, как мне кажется, переосмыслил свое вождение, причем некоторые нюансы этого переосмысления трудно ясно сформулировать — они зафиксировались на уровне подсознания, рефлексов, мышечной памяти и т. п. Думаю, они проявятся на практике в виде конкретных навыков.

Горная дорога в АбхазииГорная дорога в Абхазии

Дорога

На трассе «Дон» состояние дорожного покрытия очень отличается на разных участках. Лучший асфальт — в Ростовской и Липецкой областях, худший — в Воронежской. Оценку «хорошо» получают Тульская и Московская области. Много отличных участков дороги активно строится в Краснодарском крае, но так как они пребывают в состоянии ремонта, хорошую оценку этому региону пока поставить не могу, но думаю, что это можно будет сделать через некоторое время. Стоит особо отметить Воронежскую область, где большая часть дорог в плохом состоянии, зато по сторонам от дороги висят рекламные щиты, рассказывающие о преимуществах и достижениях области, о высоком уровне жизни, активных инвестициях в бизнес и т. п. От этого ощущается неслабый диссонанс.

Реклама Воронежской областиРеклама Воронежской области

Одно из самых неприятных событий, которые могут случиться на дороге — наезд на препятствие или попадание в яму на большой скорости. Так, например, на подъезде к Москве, на участке трассы, где максимальная разрешенная скорость составляет 130 км, я налетел на довольно сильную неровность дороги, и ощутил довольно серьезный удар по подвеске. Привет работникам дорожных служб за такую подлость: хотя бы знак «ограничение скорости — 130 км/ч» не ставили бы при таких особенностях дороги.

Сомнительные маршруты

Позвольте дать вам совет: если вы не уверены в том, сможете ли вы проехать по проселочной или лесной дороге, не пытайтесь этого сделать. К этому добавлю: всегда будьте готовы к тому, что вам придется по этой дороге сдавать задним ходом.

В Гагре с нами произошел один неприятный инцидент, к счастью, закончившийся благополучно. Доверившись карте Гугла (о, дитя технологий), я решил проехать про проселочной дороге, довольно круто ведущей вниз. Казалось бы, пара препятствий — и ты у цели, и не надо ехать по длинному объездному пути. Все закончилось тем, что мы застряли на узком участке дороги, впереди нас возвышались огромные камни, не оставлявшие никаких шансов на проезд. Попытки сдать назад задним ходом ничего, кроме пробуксовки, не давали. Пришлось обратиться за помощью. Совершенно случайно, поднимаясь наверх по дороге, я сразу же встретился с местным жителем, Виктором (дай бог ему здоровья). Он-то и помог нам, отбуксировав нашу машину на своем «Уазике» (легендарной «Буханке»). Виктор рассказал нам, что дороги в том месте не было со времен войны в Абхазии, а сами местные жители в той местности ездят только на полноприводных автомобилях. Нам очень повезло тогда, что помощь подоспела так быстро, а ведь могли бы застрять там до ночи.

Иллюзия дороги в ГаграхИллюзия дороги в Гаграх

Гаишники

Еще перед поездкой я слышал про гаишников на трассе «Дон» — речь шла про пост ДПС у хутора Цукерова Балка. Говорили, что стражи порядка там особенно свирепствуют. Однако этот пост мы проехали без задержек как в ту, так и в другую сторону.

Самый заметный инцидент приключился на Посту ДПС «Магри» между Джубгой и Сочи. На посту я был остановлен сотрудником полиции. Перед постом асфальт был новый, разметки не было, видимо я не в той полосе проехал. Сразу за мной проехал еще один автомобиль с регионом номера 01 (Адыгея). Инспектор попросил нас предъявить документы и удалился с ними в помещение. Затем он сначала пригласил второго водителя к себе на пост. Там они, очевидно, решили какие-то вопросы. После пришел мой черед. Инспектор почему-то не стремился озвучивать предъявляемые мне обвинения, а молча тыкал пальцем в пункты ПДД. Видимо, не хотел, чтобы я записал его на диктофон — не могу сказать. Показывая жестами, сколько тысяч ему нужно заплатить — три — чтобы мне остаться с правами, он намекнул сквозь зубы что их надо положить в паспорт. Я с ним не согласился, сослался на отсутствие нормальной разметки и неясность ситуации и отказался «договариваться на месте». В итоге он мне просто выписал официальный штраф на 1000 р. Пришлось также напомнить ему, что он должен дать мне копию протокола (я вспомнил, что при первом выписанном постановлении копию мне дали). В ответ на эту просьбу он обиделся, много раз спросил «зачем копия?», предположил, что я буду жаловаться. «Надо было лишить тебя прав сразу, и все» — злобно ворчал он напоследок. В итоге он вручил мне копию протокола, на которой затер свои имя и фамилию. Надеюсь, мошенник и взяточник когда-нибудь получит по заслугам.

Пост ДПС около поселка МагриПост ДПС около поселка Магри

В Абхазии с гаишниками все по-другому. Там они бесхитростнее. Проезжая пост ДПС, я ехал со скоростью 75 км/ч (ужасное превышение!). Оказалось, что я не заметил знак скоростного ограничения — 40 км/ч, он был скрыт за рекламным щитом. Абхазские стражи порядка тоже сначала намекали на лишение прав, потом смягчили угрозу до штрафа в 600 рублей. Его, якобы, можно было заплатить на месте или через банк. Я, конечно же, предпочел заплатить через банк, а еще попросил вручить мне копию протокола. Они мне ответили, что у них таких копий вообще не делают. Еще полминуты препирательств закончились тем что старший сказал «отдай ему документы и отпусти его». Вообще, сами абхазцы ездят гораздо быстрее, не уступают в скорости российским лихачам. Кстати, на том же посту, одного местного нарушителя отпустили даже не проверяя документов, просто потому что он был «свой» — узнали в лицо. На этом принципе в Абхазии много чего строится, например, свои могут пролезать очереди — это распространенная практика.

Самый невинный эпизод произошел в Сочи, когда инспектор с утра просто проверил документы, поинтересовавшись, в трезвом ли состоянии я нахожусь.

Пробки

Главной проблемой первого дня путешествия из Москвы на юг, особенно в первый день, явились ужасные пробки. За первый день мы насчитали их штук 5. Последняя, под Воронежем, была особенно затяжной и мучительной. Из-за пробок в первый день мне пришлось провести за рулем весь день с 6 до 22 часов, хотя по пути обратно я преодолел это расстояние очень быстро — затруднений движения не было.

Особый вклад в увеличение пробок внесли платные дороги. Около терминалов оплаты выстроились большие очереди, в которых мы потеряли много времени в первый день пути. Скорее всего это было обусловлено тем, что ажиотаж в первый день майских праздников был слишком высок.

Самая же главная пробка, которая коренным образом изменила наши планы, была та, которая образовалась перед переправой Кавказ—Керчь (ведь изначально мы собирались поехать именно в Крым). Говорят, что максимальное время стояния в этой пробке достигало 16-18 часов. Когда на пути на юг мы узнали об этом транспортном коллапсе, мы приняли решение ехать в сторону Сочи, а затем Абхазии.

Поведение водителей на дорогах

Вообще поездка прошла более-менее спокойно, почти не случалось неприятных случаев. Я не стремился обгонять поток и ехать на максимальных скоростях. Меня вполне устраивал темп, который не подразумевает штрафов за превышение скорости (не более 110 км/ч). Конечно, иногда приходилось обгонять медленно плетущиеся фуры по встречной полосе, однако такое случалось нечасто: как правило в этом нет необходимости. Не так много времени потратишь на этом небольшом двухполосном (как правило, ремонтируемом) отрезке проезжей части, все равно больше простоишь в пробках.

Водители мне показались достаточно адекватными по своему поведению, но бывали, конечно, и исключения. Если вы занимаете левую полосу, даже во время обгона, будьте осторожны: некоторые больные на голову «гонщики» могут требовать немедленно освободить полосу, «подпирая» вас сзади. Один такой буквально обогнал меня по левой обочине, вплотную к отбойнику, обдав все в округе пылью, даже не дав мне нормально перестроиться после обгона фуры. Стоит ли упоминать, что подобные инциденты происходят на больших скоростях. Ужасно бесит, что некоторые люди совершенно ни во что не ставят безопасность на дороге, подвергая большому риску как свои, так и чужие жизни.

На подъезде к Ростову-на-Дону я заметил пару лихачей на машинах с местными номерами. Про агрессивный стиль вождения некоторых уроженцев этого города я был наслышан (в интернете ведутся споры о том, кто кого превосходит по уровню хамства на дорогах — москвичи или ростовчане).

Питание и отдых

В дороге желательно полноценно есть хотя бы раз в день, а также высыпаться. Каждый день мы старались остановиться в придорожном кафе и полноценно пообедать. Это немного осложнялось тем, что с нами путешествовал наш пес породы шарпей, а многие в России по-прежнему с недоверием относятся к домашним животным. К концу путешествия мы приноровились находить заведения со столиками на улице, за которыми можно пообедать, взяв с собой собаку.

О полноценной ночевке можно сказать одно: она необходимо. Конечно, существуют площадки для отдыха, остановившись на которых можно подремать в машине, однако этот вариант не для всех. Лучше снять номер в гостинице и поспать на нормальной кровати. Позаботиться о ночлеге необходимо заранее. В нашем случае это особенно актуально, так как проживание с животным зачастую надо дополнительно согласовывать.

Пес на заднем сиденье автомобиляПес на заднем сиденье автомобиля

Единственный резко негативный опыт ночевки мы получили в Сочи. Так как наши планы изменились в последний момент (поездка в Крым отменилась), утром перед выездом из Ростова-на-Дону мы забронировали номер в гостинице «Эль Отель» в Сочи. Бронирование было сделано через booking.com — на этом сайте мы неоднократно бронировали номера, в которых разрешалось селится вместе с домашними животными. Оставив в заявке свои контактные телефоны и электронную почту, мы предполагали, что если будут проблемы, нам напишут или позвонят. Звонков и писем в течении дня не было. Поздно вечером, уставшие, мы подъехали к отелю и вышедший навстречу управляющий заявил нам, что с собакой в гостиницу он нас не пустит. В ответ на наши слова, что на «Букинге» их отель выводится первым в списке мест, где можно селиться с животными, он заявил, что это их местный сочинский «Букинг» сам по собственной воле поставил им такую опцию. Позже выяснилось, что множество других отелей в Сочи тоже ставят в своих профилях отметку «допускается размещение с домашними животными», но своих обязательств не выполняют. Надеюсь, они пересмотрят эту глупую и позорную практику. В результате нам пришлось переночевать в хостеле. Вообще, Сочи произвел очень неприятное впечатление «зажравшегося» города, который много возомнил о себе как о курортной столице России. Сервиса нет, отношение снисходительно-хамское. На следующий день мы с легким сердцем уехали в Абхазию, где сразу же поселились, и, вообще, были радушно приняты.

Навигация

Я пользовался «Яндекс.Навигатором». Для того, чтобы карты и маршруты подгружались на протяжении всего пути, я подключил роуминг по России. Учитывая, что приходилось в незнакомых городах искать отели, навигатор очень пригодился.

Еще одно необычное применение нашлось для навигатора при движении по извилистой горной дороге. Он заранее показывал крутые повороты, что позволяло вовремя сбрасывать скорость и оптимально маневрировать.

Единственный минус «Яндекс.Навигатора» — он не работал на территории Абхазии. Там мы пользовались приложением Galileo. Оно хоть и не осуществляет привычную автомобилисту навигацию, а просто отображает карту и местоположение на ней, но все же очень помогает ориентироваться.

Навигатор показывает пост ДПС МагриНавигатор показывает пост ДПС Магри

Сонливость за рулем

Очевидно, что сон — смертельный враг водителя. Конечно, перед выездом стоит высыпаться. Если сделать этого не удалось, следует остановиться на заправке или у магазина, можно немного вздремнуть, затем обязательно выпить кофе, а также прихватить с собой холодных кофейных напитков (я не поклонник химических энергетиков), которые можно выпить по дороге. Такие меры помогли мне почувствовать себя бодрее в первый день на пути обратно в Москву.

Выводы

  1. Внимательнее следите за дорогой, особенно когда движетесь на большой скорости. Если видите серьезное препятствие, сбрасывайте скорость, в конечном итоге так вы сэкономите время и деньги. Однако, объезжая препятствия, не стоит резко маневрировать, не соотнеся свои действия с другими участниками дорожного движения и не убедившись в безопасности маневра.
  2. Если вы не уверены в том, сможете ли вы проехать по проселочной или лесной дороге, не пытайтесь этого сделать. Есть шанс застрять, а потом идти искать помощи.
  3. Учитесь общаться с сотрудниками ДПС. Ознакомьтесь с юридической информацией по этому вопросу. Ведите себя спокойно и не поддавайтесь на провокации.
  4. Отслеживайте ситуацию с пробками на дорогах заранее. Иногда есть возможность скорректировать свои планы в зависимости от обстановки.
  5. Следите за поведением остальных участников дорожного движения. Не забывайте о правиле трех «д» — «дай дорогу дураку».
  6. Старайтесь полноценно обедать и обязательно ночуйте в нормальных условиях. Важно хорошо отдыхать.
  7. Пользуйтесь навигатором — он сэкономит вам время.
  8. В случае ощущения сонливости отдохните на стоянке, выпейте кофе.

Илья Осташев

© 2013 — 2017 Around The Globe
Реклама Обратная связь