Большая мечеть Кордовы — один из самых значимых памятников арабо-мусульманской архитектуры в мире. Некоторые исследователи считают ее первой истинно арабо-мусульманской мечетью, так как до нее мечети строили византийцы, работавшие по своим художественным канонам и воплощавшие в постройках свои представления о сакральной архитектуре. Местные жители называют Большую мечеть Кордовы – Мескита (Mezquita), что на испанском языке означает «мечеть». Сейчас в ней расположен построенный при христианах Кафедральный собор.
Исключительную красоту и уникальность архитектуры строения оценили даже те, кто ее нарушил. По преданию, в 1526 году Карл V, увидев, как в тело мечети внедряется собор, строительство которого он сам ранее одобрил, воскликнул: «Если бы я знал, что вы собираетесь сделать, я бы никогда не разрешил вам этого сделать. Потому что то, что вы построили, можно увидеть повсюду, а то что вы разрушили, нигде в мире больше не существует». Однако огромные размеры здания позволяют отвлечься от собора, внедренного в центре, и увидеть остатки необычной красоты мечети.
Основателем мечети является Абд ар-Рахман I по прозвищу Пришелец — первый правитель созданного им государства Кордовский эмират. При строительстве было выбрано место, где стояла вестготская церковь — на берегу реки Гвадалквивир, рядом с Римским мостом. При следующих правителях Кордовы мечеть была расширена, построен минарет, интерьер и экстерьер здания дополнились деталями. Рядом с мечетью был возведен дворец правителя. Два строения были соединены друг с другом мостиком, проходящим над улицей.
При возведении мечети исламские зодчие добились особой пространственной среды, отвечающей религиозному мировосприятию мусульман. Они опровергли представление о необходимости массивной опоры при строительстве такого внушительного помещения. Двухъярусные стройные аркады, возведенные архитекторами, создают впечатление неповторимой легкости и парящей конструкции. Арки и колонны, зрительно наслаиваясь одна на другую, образуют многоцветный геометрический узор. Создается впечатление бесконечности пространства, в котором верующие вспоминали имя Аллаха и молились в его славу.
Шедевром изобразительного и отделочного искусства является михраб (место, указывающее, в какой стороне находится Мекка, и, соответственно, куда нужно ориентироваться при молитве) и купол над ним. Они покрыты причудливым мозаичным узором, набранным искусными мастерами из крошечных смальт. Многоцветный рисунок и надписи переливаются в изменчивых лучах солнца. Сам михраб украшен нарядным «кокошником», а его ниша вырезана из цельного куска мрамора.
После захвата Кордовы христианами мечеть использовалась как церковь. В XVI веке центр постройки разобрали и внутрь встроили собор.
За стенами мечети, помимо молитвенного зала, располагается Апельсиновый дворик (Патио-де-лос-Нуранхос), где при арабах верующие совершали омовение. Билетные кассы расположены рядом с бывшим минаретом, перестроенным в