В Стокгольм мы прибыли из Копенгагена на поезде за пять с небольшим часов. В начале путь пролегал по удивительному инженерному сооружению — Эресуннскому мосту (Öresundsbron), одна часть которого является собственно мостом, а другая — тоннелем. Это самое длинное (16 километров) строение подобного рода в Европе. Мост, построенный в 1995–99 годах, соединяет датский Копенгаген со шведским Мальмё (и, более глобально, континентальную Европу со Скандинавией).
После моста поезд шел уже исключительно по территории Швеции. За окном проносились живописные пейзажи и небольшие, но по-шведски аккуратные населенные пункты. Поездка на поезде оказался весьма комфортной. На автомобиле, кстати, судя по картам Google, дорога могла бы занять больше времени — около 6 часов. Конечной точкой путешествия стал центральный вокзал Стокгольма (Stockholms centralstation).
Город приветствовал нас теплой осенней погодой, гулять в которую — одно удовольствие. Говорят, что и зима здесь мягкая.
Еще дома, обдумывая вопрос о жилье, мы остановились на районе Сёдермальм (Södermalm). Он представляет собой сравнительно большой остров, расположенный к югу от центра города. Район считается не то чтобы очень туристическим, а скорее «тусовочным».
Наш выбор пал на отель «Александра» (Alexandra Hotel), расположенный по адресу Magnus Ladulåsgatan 42. Он находится в непритязательном панельном здании, немного напоминающим отечественные строения брежневской эпохи. Внутри это помещение с длинными узкими коридорами, устланными ковровыми дорожками. На второй этаж нам пришлось подниматься по винтовой лестнице, лифта не оказалось.
Сам номер внутри оказался вполне сносным, было тепло и уютно. В стоимость проживания входил и завтрак. Он не отличался большим разнообразием и выглядел как обыкновенный недорогой «континентальный» завтрак: можно было выбрать хлопья, джемы, булочки, вареные яйца, фасоль, йогурты, ветчину (не отличавшуюся приятным вкусом, как и вся подобная мясная продукция из стокгольмских супермаркетов), чай из пакетиков и невкусный кофе. Обслуживал посетителей ресторана весьма бойкий филиппинский администратор, он был подчеркнуто вежлив и обходителен.
Запомнился колоритный работник ресепшна, выполнявший свою работу с невообразимыми достоинством и важностью. Внешностью и манерами он напомнил мне актера Филипа Сеймура Хоффмана. До сих пор помню произносимое им каждое утро солидное «God morgon, god morgon» («доброе утро, доброе утро» по-шведски).
В основном, гости отеля были вполне приличными людьми. Правда, один персонаж в столовой проверил руками на мягкость несколько булочек прежде чем остановиться на какой-то конкретной, но он был исключением.
Для современного путешественника Wi-Fi в отеле уже совсем не роскошь, а необходимость. Мы всегда стараемся выбирать гостиницы, предоставляющие доступ в интернет. В «Александре» интернет раздается строго дозировано: получив распечатанный на бумажке пароль от беспроводной точки доступа, вы получаете право пользоваться интернетом в течение 36 часов. Потом доступ в сеть заканчивается, и надо идти на ресепшн за новой бумажкой. Не иначе как рационалисты-шведы экономят интернет.
Из минусов отеля «Александра» — хорошая слышимость. Сперва вам может показаться, что соседи ведут себя тихо, или что звукоизоляция весьма неплоха, однако стоит кому-нибудь появиться в соседнем номере, как появляется ощущение того, что в вашу комнату кого-то подселили.
Специальный «бонус» отеля — номера без окон. Судя по отзывам постояльцев, жизнь в таком номере — испытание не для слабонервных.
Обслуживание номеров не относится к сильным сторонам отеля «Александра». Например, мы положили на пол полотенца, предназначавшиеся для замены. После этого их просто забрали, а новые на их месте не появились. Сняв трубку телефона я самым вежливым тоном спросил про полотенца, ожидая, что они будут доставлены в номер, поскольку выяснится, что это явное недоразумение. Однако мне безэмоционально было предложено самому спуститься за полотенцами на ресепшн. Тут я вспомнил, что я, ведь, за равноправие людей, и не люблю когда меня навязчиво прислуживают, как, в Индии, например.
Кстати, говорят, что в Стокгольме водопроводная вода настолько чистая, что ее можно пить прямо из-под крана, но, даже имея такую возможность, мы не стали проверять этот факт.
Для туриста безусловным плюсом отеля является его относительная близость к метро (станция Mariatorget), на котором можно за несколько минут доехать до центра. Однако, если вы не торопитесь, можно дойти до туда пешком, попутно изучив окрестности.
На второй день в Стокгольме мы решили начать прогулку с района Сёдермальм (такое же название носит остров, с которым территориально совпадает район), находящегося к югу центра города.
Главной исторической достопримечательностью на Сёдермальме является улица Фьельгатан, одна из самых красивых в городе. Она находится на возвышенности, на крутом берегу залива Сальтшён. Мы подошли к Фьельгатан с южной стороны, где к этой улице ведут деревянные ступеньки Мамселль Йосабет, названные так в честь местной художницы И. Шёберт. Поднявшись по ступенькам, мы попали на улицу Стигбергсгатан. На ней до наших дней сохранились исторические здания, так называемые коттеджи Сёдера. Как раз напротив них стоит Норвежская церковь, отличающаяся необычным архитектурным решением.
На восточном конце Фьёльгатана находится смотровая площадка, с которой открывается замечательный вид на Стокгольм. Отсюда можно увидеть практически весь исторический центр города: острова Гамла Стан, Шеппсхольмен (остров музеев) и Кастелльхольмен, часть района Сити, район Юргорден и другие места. Со смотровой площадки также отлично виден парк аттракционов Грёна-Лунд. Это старейший подобный парк в Швеции. Один из аттракционов представляет из себя 80-метровую башню со специальной конструкцией, которая сначала медленно поднимает пассажиров наверх, а затем резко опускает вниз, имитируя свободное падение (со своевременным торможением, разумеется).
Далее мы направились к станции метро Slussen, к месту, где Сёдермальм соединяется мостом с центральным районом Стокгольма — островом Гамла Стан. Около метро находится башня Катаринахиссен — старейшее в своем роде строение в городе. Высота открытой для публики в 1883 году башни составляет 38 метров. Неподалеку расположена первая в Швеции неоновая вывеска «Stomatol», которая раньше размещалась на Катаринахиссен (сейчас она установлена на соседнем здании). Здесь же неподалеку находится Городской музей Стокгольма.
На Сёдермальме также находится улица Гётгатан (Götgatan) с большим количеством магазинов одежды, сувениров и прочего.
Гамла Стан (Gamla stan) — это название исторического центра Стокгольма. Слово Stan со шведского переводится как «город». Застройка этого места началась с XIII в.
Первая достопримечательность, которая попадается вам на глаза, если вы заходите в район с южной стороны, это самая узкая улица Стокгольма — Мортен-Тротзигс-гренд. Минимальное расстояние между стенами на этой улице составляет 90 см. Долгое время улица была закрыта для прохода, пока ее снова не открыли в 1945 г., восстановив еще одну достопримечательность.
Немецкая церковь (другое название — Церковь Тюска) в ее нынешнем виде была построена в 30–40-х годах XVII века. Другое ее название — Церковь Святой Гертруды. Здание напоминает о сильном германском влиянии на Швецию до XVI века.
Одной из самых живописных улиц Гамла-Стана, да и всего Стокгольма вообще, является Престгатан. Однако, на этой аутентичной улице обычно не встретишь много народу — маршрут всех туристов как правило лежит через улицу Вестерлонггатан, которая идет параллельно. Вестерлонггатан — это главная туристическая улица старого Стокгольма. Здесь сконцентрировано большое количество сувенирных магазинов, кафе и ресторанов. Несмотря на то что сувенирные лавки Стокгольма все больше наполняются произведенным в Китае ширпотребом, на Вестерлонггатане можно найти и вещи местного производства, выполненные вручную.
Церковь Святого Николая является кафедральным собором Стокгольма с 1942 года. Первое крупное строение появилось на этом месте в 1306 году. Историческое значение церкви очень велико, отсюда началось распространение лютеранской веры по стране. Памятник деятелю шведской реформации Олаусу Петри установлен у западного фасада церкви. На месте, где стоит современное здание, издавна располагались постройки сакрального назначения. Первая из них была построена по приказу Биргера Ярла, основателя Стокгольма. Местные жители церковь Святого Николая чаще всего называют Storkyrkan. Башня высотой 65 метров была построена в XVIII в.
Готический интерьер церкви датируется XV веком. Она была местом коронации шведских королей, последний их которых прошел здесь эту церемонию в конце XIX в. Настоящим сокровищем является «серебряный алтарь» (на самом деле изготовленный из дерева). Перед алтарем стоит бронзовый подсвечник высотой 3,7 метра. Ярким образцом позднеготической скульптуры является изображение Святого Георгия и дракона, изготовленное скульптором Б. Нотке в конце XIX века. Над надгробием Олауса Петри в начале XVIII века была установлена кафедра.
Вход в церковь бесплатный для детей до 18 лет, а также для пришедших помолиться или присутствовать на богослужении. Другим взрослым посетителям придется заплатить за вход 30 крон.
Главным и самым масштабным строением в Гамла-Стане является королевский дворец. Фотографировать в помещениях дворца запрещено.
Здание королевского дворца в барочном стиле было построено в 50-х годах XVIII века. Предыдущее здание, замок Тре Крунур, было разрушено при пожаре в мае 1687 года. Автором проекта нового дворца выступил известный архитектор Никодемус Тессин Младший. Он настолько быстро разработал новый проект для нового дворцы, что пошел даже слух, что он был заинтересован в поджоге предыдущего здания. Говорят, что местные жители прозвали новый дворец «сундуком».
Первым монархом, поселившимся в новом здании в 1754 году был король Адольф Фредерик. На сегодняшний день королевский дворец по-прежнему является действующей резиденцией шведской королевской семьи.
Под северным фасадом музея сохранились фрагменты основания предыдущего здания — замка Тре Крунур (Tre Kronor — в переводе на русский язык означает «Три короны»). Интересно отметить, что то здание дворца было на порядок интереснее нынешнего в архитектурном отношении. Здесь же находится музей Тре Крунур.
Совсем недалеко от королевского дворца, по другую сторону канала, находится здание Парламента (Riksdagshuset). Любопытно, что в здании существует специальная галерея для посетителей, откуда можно следить за дебатами.
Смена караула проходит во внутреннем дворе Королевского дворца каждый день в 12:00. В церемонии принимают участие солдаты шведской лейб-гвардии. Они живут в казармах королевского дворца, охраняют его и сопровождают королевскую семью.
Туристы начинают собираться во внутреннем дворе примерно за полчаса до начала церемонии. Для того чтобы лучше все разглядеть, лучше постараться занять место прямо напротив артиллерийских орудий. История смены караула восходит к легендарному шведскому королю Густаву I Вазе, отдавшему приказ о проведении первой церемонии в 1523 году.
Одной из визитных карточек старого города является площадь Стурторьет. Название переводится на русский язык как «Большая площадь». Самыми любопытными здесь являются дома № 18 и 22.
Здание Биржи построено в 1778 году. С 2001 года здесь располагается Музей Нобеля.
Местное название Рыцарского дома — Риддархуспалатсет (Riddarhuspalatset). Его принято причислять к красивейшим зданиям Стокгольма. В построенном во второй половине XVII века здании Рыцарского дома и сегодня проходят собрания шведской знати.
На крыше здания размещены скульптуры, символизирующие дворянские добродетели: Отвагу, Усердие, Благородство, Честь, Благоразумие и Силу.
В непосредственной близости от Рыцарского дома находится мост, ведущий на остров Риддархольмен. Этот небольшой островок расположен практически вплотную к Гамла Стану.
Архитектурной доминантой острова Риддархольмен, да и всего старого Стокгольма, является Рыцарская церковь, являющаяся усыпальницей шведской королевской фамилии. В здании церкви покоятся останки практически всех шведских монархов начиная с XVII века (исключение составляют лишь две монаршие особы). Неподалеку установлены две бронзовые модели, показывающие застройку острова Риддархольмен в 1620 и 1750 годах.
Центральной площадью Риддархольмена является площадь Биргера Ярла (Birger Jarls torg). В центре площади стоит памятник Ярлу, который считается основателем Стокгольма. Некоторые исторические источники утверждают, что полководец участвовал в Невской битве против Александра Невского.
Восточным фасадом к площади Биргера Ярла обращен дворец Врангеля (Wrangelska palatset), построенный во второй половине XVII века. К зданию примыкают фрагменты строений 1530 года — Башня Биргера Ярла и Южная башня. Некоторое время после того как Королевский дворец сгорел в 1697 году, дворец Врангеля стал резиденцией короля. Здесь молодой Карл XII принес присягу.
Миновав дворец Врангеля, мы вышли на открытое пространство на берегу залива — террасу Эверта Таубе. Памятник шведскому поэту и композитору Таубе установлен на северной стороне террасы. Отсюда прекрасно видна Ратуша (Stadshus), современный символ Стокгольма и крупнейшее шведское строение, созданное в XX веке. Здание было построено в 1911–1923 годах. В здании Ратуши ежегодно проходит вручение Нобелевской премии.
Направляясь на север от Гамла Стана, мы очутились в районе Сити, по которому совершили краткую прогулку. Первое, что предстало нашему взгляду — Королевская опера, расположенная на площади Густава Адольфа (Gustav Adolfs torg).
Площадь Нормалмсторг (Norrmalmstorg) печально знаменита тем, что здесь в 1973 году в здании банка Kreditbanken произошло ограбление, с которым связано первое упоминание термина «стокгольмский синдром». Суть этого явления в том, что жертва, находясь в состоянии шока под угрозой физического насилия, начинает испытывать симпатию по отношению к агрессору, поскольку невольно связывает свое выживание с его волей.
Скульптура «Завязанный пистолет» является символом проекта «Нет насилию» (The Non-Violence Project), созданным фондом памяти Джона Леннона. Автором скульптуры является шведский скульптор Карл Фредерик Рейтерсверд (Carl Fredrik Reuterswärd). Всего в мире насчитывается 15 копий этой скульптуры, они установлены в количестве 8 копий в Швеции и по одной в США, Люксембурге, Китае, Германии, Франции, Швейцарии, ЮАР.
В одном из мест Стокгольма наш любимый режиссер Андрей Тарковский снимал эпизоды фильма «Жертвоприношения». В одной биографической книге мы выяснили адрес — перекресток улиц Свеавэген (Sveavägen) и Туннельгатан (Tunnelgatan). Удивительным и трагическим совпадением является тот факт, что на том же месте, где проходили съемки сцены (в ней речь идет о конце света), через год был застрелен шведский премьер-министр Улоф Пальме. Это преступление до сих пор считается нераскрытым.
Бульвар Страндвеген (Strandvägen) расположен на берегу залива в районе Эстермальм (Östermalm), что в центре Стокгольма. Длина бульвара составляет 1 километр. В 60-х годах XIX века набережная вдоль бульвара была деревянной. Дома и причалы стояли хаотично. Строительство новой набережной началось в 1875 году. Старые постройки были снесены, и было высвобождено широкое пространство для новой набережной. Строительство бульвара было завершено перед международной Стокгольмской выставкой в 1897 году. В проектировании домов на Страндвегене принимали участие лучшие архитекторы своего времени, в том числе И. Классон. К началу XX века Страндвеген уже была заселена самыми богатыми жителями Стокгольма.
Одно из наиболее интересных зданий на Страндвегене — дом Бюнсов (Bünsowska huset, № 29—33), построенный в 1886–1888 годах. Архитекторное решение этого здания установило высокую планку не только для Страндвегена, но и для всей Швеции конца XIX века.
Стокгольм можно назвать городом музеев. Чтобы обойти основные из них потребуется несколько дней. За время нашей недолгой поездки нам удалось посетить лишь два из них — музей корабля «Васа» и парк-музей «Скансен».
Сначала коротко упомяну о тех, которые нам хотелось, но не удалось посетить. В великолепном здании начала XX века располагается Музей Северных стран (Nordiska museet). Экспозиция музея посвящена шведской культуре и этнографии. Рядом с ним находятся музей «Юнибаккен», посвященный писательнице Астрид Линдгрен. Основное здание Национального музея во время нашей поездки было закрыто на реконструкцию и экспозиция демонстрировалась в другом здании по адресу ул. Фредсгатан, 12 (Fredsgatan, 12).
Музей корабля «Васа» (Vasamuseet) является одним из самых впечатляющих из тех, что мне в принципе когда-либо доводилось посещать. Прежде всего, музей необычен по своей концепции: он воспринимается как здание, выстроенное вокруг стоящего на суше корабля. Помимо собственно судна XVII века внутри есть много всего: макеты реконструкции поднятия корабля со дна, большая модель корабля в разрезе, имитация капитанской каюты, батарейная палуба и многое другое.
Корабль Васа имеет совершенно потрясающую историю. Это единственное военно-морское судно XVII века, дошедшее до наших дней. Затонувший в 1628 году в гавани Стокгольма корабль был поднят на поверхность 333 года спустя, в 1961 году.
Как и во многих других скандинавских музеях (Удивительный Копенгаген: первое знакомство со столицей Дании), в музее «Васа» есть зоны и интерактивные объекты, предназначенные для детей. Например, дети могут попробовать себя в профессии кораблестроителя (см. фото).
«Скансен» (Skansen) является первым в мире музеем под открытым небом. Основанный в 1891 году, он представляет собой большой парк, часть которого является этнографической деревней, а часть — зоопарком.
У входа в парк расположен план, а уже за входом можно увидеть большой макет «Скансена». По всей территории расставлены указатели, которые помогают сориентироваться.
Пока еще не стемнело, мы отправились в ту часть парка, где обитают животные. Стая водоплавающих млекопитающих на потеху детворе носилась кругами по водоему, один из них возлежал на камне посреди всего этого действа. Дети также высоко оценили кормление поросят морковкой и картошкой. Суровые реалии из мира животных мы наблюдали в вольере северных оленей: вожак стаи постоянно отгонял более молодого самца от самки, объекта своих ухаживаний, давая понять, что субординация является незыблемой. В «Скансене» создается впечатление, что о жизни животных позаботились настолько, насколько это только возможно в ограниченном пространстве.
Обе части парка, место обитания животных и этнографическая деревня, гармонично объединены единым архитектурным решением. В этнографической части парка представлено более 150 строений со всей Швеции. Постройки датируются от XVI века до наших дней. «Жители» этих построек — одетые в традиционную одежду актеры.
Из тех мест, где мне приходилось бывать, ближайшим аналогом «Скансена» в России является музей деревянного зодчества «Витославлицы» под Великим Новгородом.
Если вы фотографируете Стокгольм и его обитателей, в основном это не вызывает вопросов у окружающих. Оно и понятно, ведь это очень туристическое место. Солдаты королевской лейб-гвардии абсолютно не против фотосъемки. Ведь отчасти их работа и заключается в привлечении туристов. Правда, как я уже упомянул, фотографировать в самом королевском дворце запрещено и мне пришлось столкнуться с мягким, но настойчивым запретом: сотрудник дворца очень вежливо попросил убрать фотоаппарат (я ошибочно посчитал, что в подвальных помещениях дворца снимать можно).
Некоторые люди, правда, выступают против того, чтобы их снимали. Один покрашенный серебряной краской уличный мим изобразил жестом, что он не желает попадать в кадр (возможно, просто хотел за это денег). А другой костюмированный персонаж так и просто гремел жестяной кружкой и выпрашивал у прохожих мелочь.
Некоторые «этнографические» сотрудники парка «Скансен» оказались весьма непосредственными. Один из них, как только увидел в моих руках фотоаппарат, поздоровался, с удовольствием сфотографировался, завел разговор: рассказал о том, что его вымышленный персонаж ходит по деревням и ищет подработку. И это несмотря на то, что дело происходило за несколько минут до закрытия парка, когда, казалось бы, все служащие должны торопиться по домам.
Кстати, что касается общения, по нашему опыту, многие из прохожих и почти все из обслуживающего персонала говорят на английском языке. У одного из прохожих я спросил на английском о месте гибели Улофа Пальме и получил довольно обстоятельный ответ.
Цены в Стокгольме немного ниже, чем в Копенгагене, но все же ощутимы для среднеобеспеченного российского туриста. Выезжая в Швецию, лучше запастись достаточным количеством средств. Пожалуй, тут нет таких товаров, которые можно было бы приобрести задешево.
Если вам по душе большие сверкающие магазины, по которым можно побродить, выбирая сувениры, посуду, вещи для дома, одежду и прочее, то обратите внимание на расположенный в Сити супермаркет Nordiska Kompaniet (логотип в виде аббревиатуры NK заметен издалека). Имейте в виду, что цены там довольно высокие.
Одно из самых популярных мест, где стоит искать сувенирные магазины — улица Вестерлонггатан, о которой написано выше. Кстати, если вас интересуют открытки и другие виды печатной продукции, то с этим в Стокгольме все хорошо — чувствуется сильная дизайнерская школа. По традиции, мы послали несколько местных открыток родным и друзьям.
Некоторые покупки могут быть указаны без конкретики, с целью показать примерный порядок цен.
Словосочетание «шведский дизайн» знакомо всем, кто интересуется темой, будь то дизайн интерьеров или промышленный дизайн. В Стокгольме несложно найти магазины, продающие продукцию местного производства. Один из них, Granit (ул. Гётгатан, 31), предлагает довольно большой ассортимент интересных и забавных сувениров и вещей для дома.
Все городское пространство Стокгольма сделано качественно и со вкусом, что мне особенно приятно было видеть как дизайнеру. Типографика на достойном столицы дизайна уровне. Стоит отметить и навигацию по исторической части города: во многих местах грамотно установлены указатели, которые помогают найти главные достопримечательности.
Что касается интерьеров зданий, то бросается в глаза большое количество окон без штор, как в офисах, так и в жилых домах. Это одна из характерных деталей шведского стиля. Иногда часть оконного стекла делается матовой, чтобы ограничить видимость.
Стокгольм можно назвать вполне «семейным» городом. На улицах можно увидеть большое количество людей с детьми. Для них городская инфраструктура предусматривает много возможностей, разнообразные детские зоны в кафе, ресторанах, музеях. Сюда можно приезжать на каникулы всей семьей и комфортно проводить время. Достойный пример дизайна среды для детей встретился нам в аэропорту Арланда — большая горка, выполненная в виде пиратского корабля.
Немаловажной проблемой для передвигающегося по городу туриста являются туалеты. В центре есть платные туалеты в виде отдельно стоящих больших будок. Вход оборудован индикатором, показывающим, открыт туалет или занят. В одну из таких будок я пытался попасть, ожидая когда она освободится, но местный дворник подсказал мне, что, возможно, внутри кто-то просто уснул (видимо, такое случается нередко).
В Стокгольме хорошо развиты разные виды общественного транспорта, но для поездок по городу мы пользовались в основном исключительно метро. В городе действует система продажи билетов SL Access. Билеты, купленные в ее терминалах, дают право проезда на автобусе, трамвае, метро и поездах.
Терминал Cityterminalen на центральном железнодорожном вокзале работает как автобусный транспортный хаб. На автобусах Flygbussarna можно доехать из аэропорта в центр Стокгольма (эта компания специализируется на трансферах из аэропортов до крупных городов). Из терминала аэропорта Arlanda (Выход A) также отправляются туристические автобусы Hop On Hop Off компании Red Buses. (Кстати под брендом Hop On Hop Off курсируют и экскурсионный водный транспорт).
Если вы путешествуете на автомобиле, учтите, что в центре города парковка платная. Оплатить ее можно через паркомат наличными и кредитной картой. В Стокгольме немало такси — примерные цены можно посмотреть на фото ниже. Таксисты также принимают кредитные карты.
В Стокгольме достаточное количество велосипедных дорожек. Здесь не так много велосипедов, как в Копенгагене, но этот вид транспорта здесь развит тоже неплохо.
Метро в Стокгольме называется T-Bahn состоит всего из трех линий, каждая из которых имеет ответвления (внимательно изучайте схему, чтобы не уехать в ошибочном направлении).
Мнения о Стокгольмского метро у посетивших его часто разнятся от восторженных до отрицательных. Его архитектурное решение, конечно, нестандартно, но на меня лично оно произвело слегка гнетущее впечатление. По сути многие залы станций похожи на пещеры. Пусть, облагороженные, но пещеры.
Рано утром мы приехали к автобусному терминалу, откуда автобус отвез нас до аэропорта чуть меньше, чем за час (расстояние — примерно 43 км). Я покидал Швецию с желанием вернуться сюда еще, и не один раз. Ведь эта страна достойна более подробного исследования, чем беглый четырехдневный осмотр.
Последний штрих поездки: на нашем рейсе был замечен небезызвестный шведский музыкант Джей-Джей Йохансон, летевший с концертом в Москву.